суббота, 22 марта 2014 г.

Дабы спасти всех, кого еще можно спасти...

Я осознала, что в моё время молодые традиционные еврейки находятся в состоянии глубокого религиозного кризиса. Польское правительство ввело обязательное школьное образование. В результате этого еврейские девочки, почти ничего не знающие о еврейской культуре, получали среднее образование в польских гимназиях. Перед ними открылся "дивный новый мир", совершенно не похожий на мир их родителей с его традиционным укладом.

Никакого формального религиозного образования для женщин

До того, как я создала в начале ХХ века первые религиозные школы для девочек, никакого формального религиозного образования для женщин не существовало. Женщины получали базовую информацию о законах и принципах иудаизма прежде всего в сeмье, от родителей. Подобное "обучение" было незамысловатым, и преследовало сугубо утилитарные цели. Однако были отдельные случаи, когда женщинам удавалось достичь значительных успехов в изучении Торы, как Письменной, так и Устной, подтверждая тем самым мнение р. Фалька и р. Азулая, не считавших, что запрет р. Элиэзера распространяется на всех женщин без исключения. К примеру, Талмуд, в трактате "Псахим", упоминает о Брурии, жене р. Меира, которая обладала глубочайшими познаниями в Торе.

... пусть Всевышний даст мне силы готовить одежду для душ наших девочек!

Я и моя семья следовали в потоке беженцев, спасающихся от войны из Польши в более безопасную территорию, так как Первая мировая война вдохнула страх в сердце Европы. Наши скитания привели нас в Вену, где мы присоединились к тысячам бездомных беженцев, которые проводили ночи на улице.В конце концов, мы нашли пустую квартиру – темную и тесную в Шестом районе города. Семья была в восторге, наконец, мы имели крышу над головой, но я была остро разочарована этим местом. Мне не нравилось это место, потому что приходилось идти больше часа сквозь снег и холод через христианские районы до ближайшей синагоги.
Однажды, хозяин не еврей упомянул, что есть ортодоксальная синагога поблизости. Новость о снижении платы за квартиру была бы менее радостной!

четверг, 20 марта 2014 г.

Важное решение


В шаббат Хануки я пришла в синагогу на Штумпер-штрассе, где перед собравшимися выступил раввин и ученый рав Флеш. Рав Флеш говорил о героической борьбе Матитьягу и хасмонеев, о Хане, которая пожертвовала ради веры жизнями своих семи сыновей. Эта была проповедь верности и готовности к самопожертвованию. Внимая пламенным словам венского мудреца, я вдруг приняла важное решение. Теперь я знала, чему посвятить свою жизнь.

вторник, 18 марта 2014 г.

Я в Вене

С началом Первой мировой войны, в 1914 году, когда моя семья переехала в Вену, у меня появились новые идеи. Это происходило на уроках, раввина  Моше Флеша. Раввин Моше Флеш был учеником рабби Самсона Рафаэля Гирша, один из лидеров ортодоксальная евреев  в Германии. У него был современный взгляд на образование девочек.
На уроках присутствовали и женщины со светским еврейским образованием и те, кто были строго соблюдающими.
Эти новые идеи вызвали у меня желание дать еврейским девочкам в Польше то же еврейское образование, что получали девушки и женщины в Германии, но адаптированное к условиям польского еврейства.
Я считала, что, на основе изучения еврейских текстов можно было бы поддерживать привязанность женщин к ортодоксальной еврейской традиции, остановить отклонение в сторону новых тенденций, которые, по моему мнению, противоречили иудаизму.

Юная писательница

Во время Первой Мировой войны моя семья бежала из Кракова в Вену. Несколько недель мы скитались по городу без крова над головой, пока, наконец, не нашли себе пристанище. Еврейские девушки в Вене не были похожи на моих подруг в Кракове: здесь евреи были ассимилированными и вели тот же образ жизни, что и австрийцы. Они почти ничего не знали о Торе. Зачастую еврейские женщины были гораздо образованнее мужей, и супруги не могли найти общего языка, что приводило к разводам.
Я тяжело переживала все это. И взялась за перо.Писала и публиковала рассказы и статьи, призванные вернуть еврейских девушек Вены к национальным корням. Тогда-то и приняла решение посвятить свою жизнь еврейскому воспитанию и борьбе с ассимиляцией.
Как раз в те дни я писала в своем дневнике: "Мы, женщины и девочки, сидим дома с малышами, а наши праздники – пустые дни, лишенные всякого еврейского содержания".

понедельник, 17 марта 2014 г.

Почему?

Перед тем, как создать еврейскую религиозную школу для девочек, я была скромной портнихой в Польше. На мысль создания школы "Бейт-Яаков" меня подтолкнули некоторые события, такие как Аратенский скандал, несоответствие в образовательном уровне мужчин и женщин и другие.

воскресенье, 16 марта 2014 г.

Моя семья

Моя семья была известной раввинской семьей Кракова. Отец мой - Бецалель Ха - Коэн из Тарнов, был прямым потомком раввина Шабтай бен Меир hа-КоhенМать, Шейне-Фейге, происходила из семьи раввина Иоэля Сыркес.

Мне не нужно, чтобы помнили мой внешний облик...

В течение всей своей жизни я отказывалась фотографироваться,  и единственное сохранившееся мое фото, это фото с моего паспорта.
Единственная известная фотография Сарры Шенирер.
Мне не нужно, чтобы кто-то помнил, как я выгляжу! Я хочу, чтобы помнили мою мечту!

суббота, 15 марта 2014 г.

Еврейский Казимеж

Город Казимеж был основан в 1335 году королем Казимиром Великим, с именем которого и связано его название. В изначально христианском городе с конца XV века стали поселяться евреи, и постепенно город превратился в еврейский пригород Кракова, что наложило отпечаток на его архитектуру. В течение 400 лет Казимеж был практически еврейским городом. Поэтому сегодня здесь находится больше синагог, чем католических костелов.   

אני נולדתי



Я родилась в Польше, в 1883 году.
Если вы будете читать про меня, то найдете информацию, что место моего рождения Краков.

пятница, 14 марта 2014 г.