Я осознала, что в моё время молодые традиционные еврейки находятся в состоянии глубокого религиозного кризиса. Польское правительство ввело обязательное школьное образование. В результате этого еврейские девочки, почти ничего не знающие о еврейской культуре, получали среднее образование в польских гимназиях. Перед ними открылся "дивный новый мир", совершенно не похожий на мир их родителей с его традиционным укладом.
суббота, 22 марта 2014 г.
Никакого формального религиозного образования для женщин
До того, как я создала в начале ХХ века первые религиозные школы для девочек, никакого формального религиозного образования для женщин не существовало. Женщины получали базовую информацию о законах и принципах иудаизма прежде всего в сeмье, от родителей. Подобное "обучение" было незамысловатым, и преследовало сугубо утилитарные цели. Однако были отдельные случаи, когда женщинам удавалось достичь значительных успехов в изучении Торы, как Письменной, так и Устной, подтверждая тем самым мнение р. Фалька и р. Азулая, не считавших, что запрет р. Элиэзера распространяется на всех женщин без исключения. К примеру, Талмуд, в трактате "Псахим", упоминает о Брурии, жене р. Меира, которая обладала глубочайшими познаниями в Торе.
... пусть Всевышний даст мне силы готовить одежду для душ наших девочек!
Я и моя семья следовали в потоке беженцев, спасающихся от войны из Польши в более безопасную территорию, так как Первая мировая война вдохнула страх в сердце Европы. Наши скитания привели нас в Вену, где мы присоединились к тысячам бездомных беженцев, которые проводили ночи на улице.В конце концов, мы нашли пустую квартиру – темную и тесную в Шестом районе города. Семья была в восторге, наконец, мы имели крышу над головой, но я была остро разочарована этим местом. Мне не нравилось это место, потому что приходилось идти больше часа сквозь снег и холод через христианские районы до ближайшей синагоги.
Однажды, хозяин не еврей упомянул, что есть ортодоксальная синагога поблизости. Новость о снижении платы за квартиру была бы менее радостной!
Однажды, хозяин не еврей упомянул, что есть ортодоксальная синагога поблизости. Новость о снижении платы за квартиру была бы менее радостной!
четверг, 20 марта 2014 г.
Важное решение
В шаббат Хануки я пришла в синагогу на Штумпер-штрассе, где перед собравшимися выступил раввин и ученый рав Флеш. Рав Флеш говорил о героической борьбе Матитьягу и хасмонеев, о Хане, которая пожертвовала ради веры жизнями своих семи сыновей. Эта была проповедь верности и готовности к самопожертвованию.
Внимая пламенным словам венского мудреца, я вдруг приняла важное решение. Теперь я знала, чему посвятить свою жизнь.
вторник, 18 марта 2014 г.
Я в Вене
С началом Первой мировой войны, в 1914 году, когда моя семья переехала в Вену, у меня появились новые идеи. Это происходило на уроках, раввина Моше Флеша. Раввин Моше Флеш был учеником рабби Самсона Рафаэля Гирша, один из лидеров ортодоксальная евреев в Германии. У него был современный взгляд на образование девочек.
На уроках присутствовали и женщины со светским еврейским образованием и те, кто были строго соблюдающими.
Эти новые идеи вызвали у меня желание дать еврейским девочкам в Польше то же еврейское образование, что получали девушки и женщины в Германии, но адаптированное к условиям польского еврейства.
Я считала, что, на основе изучения еврейских текстов можно было бы поддерживать привязанность женщин к ортодоксальной еврейской традиции, остановить отклонение в сторону новых тенденций, которые, по моему мнению, противоречили иудаизму.
На уроках присутствовали и женщины со светским еврейским образованием и те, кто были строго соблюдающими.
Эти новые идеи вызвали у меня желание дать еврейским девочкам в Польше то же еврейское образование, что получали девушки и женщины в Германии, но адаптированное к условиям польского еврейства.
Я считала, что, на основе изучения еврейских текстов можно было бы поддерживать привязанность женщин к ортодоксальной еврейской традиции, остановить отклонение в сторону новых тенденций, которые, по моему мнению, противоречили иудаизму.
Юная писательница
Во
время Первой Мировой войны моя семья бежала из Кракова в Вену.
Несколько недель мы скитались по городу без крова над головой, пока,
наконец, не нашли себе пристанище. Еврейские девушки в Вене не были
похожи на моих подруг в Кракове: здесь евреи были ассимилированными и
вели тот же образ жизни, что и австрийцы. Они почти ничего не знали о
Торе. Зачастую еврейские женщины были гораздо образованнее мужей, и
супруги не могли найти общего языка, что приводило к разводам.
Я тяжело переживала все это. И взялась за перо.Писала и публиковала рассказы и статьи, призванные вернуть еврейских девушек Вены к национальным корням. Тогда-то и приняла решение посвятить свою жизнь еврейскому воспитанию и борьбе с ассимиляцией.
Как раз в те дни я писала в своем дневнике: "Мы, женщины и девочки, сидим дома с малышами, а наши праздники – пустые дни, лишенные всякого еврейского содержания".
Я тяжело переживала все это. И взялась за перо.Писала и публиковала рассказы и статьи, призванные вернуть еврейских девушек Вены к национальным корням. Тогда-то и приняла решение посвятить свою жизнь еврейскому воспитанию и борьбе с ассимиляцией.
Как раз в те дни я писала в своем дневнике: "Мы, женщины и девочки, сидим дома с малышами, а наши праздники – пустые дни, лишенные всякого еврейского содержания".
понедельник, 17 марта 2014 г.
Почему?
Перед тем, как создать еврейскую религиозную школу для девочек, я была скромной портнихой в Польше. На мысль создания школы "Бейт-Яаков" меня подтолкнули некоторые события, такие как Аратенский скандал, несоответствие в образовательном уровне мужчин и женщин и другие.
воскресенье, 16 марта 2014 г.
Моя семья
Моя семья была известной раввинской
семьей Кракова.
Отец мой - Бецалель Ха -
Коэн из Тарнов, был прямым потомком раввина Шабтай бен Меир hа-Коhен. Мать, Шейне-Фейге, происходила из семьи раввина Иоэля Сыркес.
суббота, 15 марта 2014 г.
Еврейский Казимеж
Город Казимеж был основан в 1335 году королем Казимиром Великим, с
именем которого и связано его название. В изначально христианском городе
с конца XV века стали поселяться евреи, и постепенно город превратился в
еврейский пригород Кракова, что наложило отпечаток на его архитектуру. В
течение 400 лет Казимеж был практически еврейским городом. Поэтому
сегодня здесь находится больше синагог, чем католических костелов.
אני נולדתי
Я родилась в Польше, в 1883 году.
Если вы будете читать про меня, то найдете информацию, что место моего рождения Краков.
Если вы будете читать про меня, то найдете информацию, что место моего рождения Краков.
пятница, 14 марта 2014 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)